nelikvid18.ru

Россия и страны СНГ обязаны объеденить усилия для решения проблем стандартизации (Часть 2)

Еще один пример: Беларусь в 2003 году выпускает документ СТБ ИСОЯУ 16949-2003 «Системы менеджмента качества. Частные требования по применению ИСО 9001/2000 для автопроизводителей и их поставщиков», идентичный международному стандарту ISCVTS 16949:2002.

Аналогичный аутентичный перевод того же международного стандарта ГОСТ Р 5128141 -2004 (ИСОЯУ 16949-2003) в 2004 году выпускает Россия. Сложившаяся ситуация говорит сама за себя, но мы уверены в том, что Россия и Беларусь не только могут, но и обязаны объединить усилия по вопросам стандартизации. Тем более что существует межгосударственный Евразийский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) стран СНГ, в рамках которого наши страны могли бы работать согласованно. Можно говорить о многих схожих проблемах, стоящих в области стандартизации перед Россией и странами СНГ, но особого внимания заслуживает, на наш взгляд, задача по гармонизации действующих стандартов с международными стандартами ISO. При решении этой задачи мы должны учитывать существующую международную практику стандартизации, принятую также в России и Беларуси, согласно которой основные требования к качеству и безопасности выпускаемой продукции должны излагаться в регламенте, утверждаемом Советом министров Республики Беларусь. Технические нормативные правовые акты, включающие и стандарты, утверждаемые государственными органами стандартизации, не являются обязательными. Исходя из этого, в соответствующем регламенте, по нашему мнению, должны содержаться требования международных стандартов по зубчатым передачам, например в отношении точности изготовления и оценки шума зубчатых передач. А к разработке таких стандартов должны быть привлечены ведущие специалисты НИИ, вузов и предприятий при условии соответствующего финансового обеспечения. Заметим, что при разработке стандартов далеко не всегда можно идти путем чисто механического перевода стандартов ISO с английского языка. Например, если говорить о международных стандартах по расчету несущей способности зубчатых передач, то существенным недостатком этих стандартов является, с нашей точки зрения, отсутствие вероятностного прогнозирования их ресурса. Между тем в 1990-х годах под руководством профессоров Н.Ф. Бочарова и Г.А. Снесарева из МГТУ им. Н.Э. Баумана и при участии профессора П.К. Попова из МГТУ им. Н.Э. Баумана Институтом надежности машин НАН Беларуси была разработана первая редакция ГОСТ «Прогнозирование ресурса промышленных приводов», в которой предлагалась методика вероятностной оценки ресурса зубчатых передач. Отметим также, что при разработке стандартов, и в частности стандартов по оценке ресурса зубчатых передач, необходимо гармонизировать термины и обозначения с существующими международными стандартами. Отдельно хотелось бы коснуться вопроса разработки стандартов по расчету нагрузочной способности зубчатых передач, которые, безусловно, должны быть гармонизированы с международными стандартами в отношении используемых терминов и обозначений. Простого механического перевода стандартов ISO недостаточно и в этом случае, что подтверждается следующим фактом. Вспомним, что в СССР существовали нормали по расчету нагрузочной способности зубчатых передач в различных областях техники. Так, в Беларуси в 1966 году под руководством профессора И.С. Цитовича была разработана нормаль по проектированию и расчету зубчатых колес автомобилей и тракторов, которая, с определенными усовершенствованиями, выполненными в ИМИНМАШ НАН Беларуси, успешно используется и в настоящее время автомобильными, тракторными и комбайновыми заводами России, Беларуси и Украины. Более того, разработанная нормаль позволяет получить вероятностную оценку ресурса зубчатых передач. Такая возможность в стандартах ISO отсутствует, что следует учитывать при гармонизации стандартов СНГ с международными стандартами. Относительно стандартов ISO по расчету нагрузочной способности зубчатых передач следует отметить также, что для их практического применения, как указывают сами авторы, необходимо задаться большим числом исходных данных, которое, в зависимости от используемых методов, может достигать 92. Естественно, что эффективное использование таких стандартов доступно только высококвалифицированным специалистам. Если говорить о методиках прочностного расчета цилиндрических и конических зубчатых передач, то механический перевод стандартов ISO 6336 и 10300 также вряд ли окажется достаточным. Заметим, что все существующие национальные стандарты ГОСТ, ANSI, BS, DIN и международные стандарты ISO основываются на сопоставлении расчетного определения напряжений и фактической долговечности зубчатых колес в условиях эксплуатации и испытаний. Они, эти стандарты, несмотря на идентичные принципы подхода к определению напряжений, различаются величиной корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику нагружения, используемого материала, изготовления и монтажа зубчатых колес. Ввиду различия условий изготовления и испытаний зубчатых колес, а также специфики эксплуатации и количественной оценки корректирующих факторов сравнительный анализ расчета одной и той же передачи по различным стандартам или рекомендуемым методам одного и того же стандарта приводит к существенным различиям в оценке ее работоспособности. Так, например, в стандарте ISO 10300-1 по определению нагрузочной способности конических передач указывается, что различие в результатах расчета по рекомендуемым методам А и С может достигать 25%. Уместно вспомнить, что в 1979 году существовало 48 методов расчета на прочность зубчатых передач, причем разница в величине допускаемой передаваемой мощности для одной и той же передачи могла отличаться в 15 раз. Кроме того, при переходе к международным стандартам необходимо учитывать специфику установленных норм прочности, производства и эксплуатации зубчатых передач в различных отраслях техники. В этих целях разработаны специальные стандарты ISO 9083:2001, 9084 : 2002, 9085 : 2002, 81400-4 : 2005 по оценке нагрузочной способности морских и высокоскоростных зубчатых передач, промышленных зубчатых передач, зубчатых передач ветровых приводов.

 

Продолжение...