nelikvid18.ru

К обсуждению физических основ совершенствования зубчатых передач (часть 7)

И это закономерно, ведь в традиционно повторя ющихся утверждениях о физических основах де кларируется полное превосходство зацепления Новикова над эвольвентным зацеплением: «Новые системы точечного зацепления могут найти успеш ное применение практически во всех отраслях ма шиностроения, начиная от высоконапряженных передач большой мощности в транспортной техни ке (в самолетах, кораблях, электровозах, автомоби лях, танках и пр.) и кончая недорогими передачами для сельскохозяйственных машин. Только в так на зываемых кинематических передачах, в которых вопросы прочности стоят на втором месте и где требуются малые осевые размеры зубчатых колес (например, в часовых и им подобных механизмах) преимущества остаются на стороне существующих систем линейчатого зацепления». Что же изменилось с тех пор, когда эвольвентному зацеплению оставили место только «в часовых и им подобных механизмах»? По сути, в оценках сферы применения передач ДЛЗ, сделанных специалистами в области зацепления Новикова, ничего не произошло - как и прежде, монографии, обзорные материалы по зацеплению Новикова не дают даже намека на рекомендации по выбору какой-либо ограниченной ниши для рационального применения зацепления Новикова. То есть такого ограничения не существует «по определению». И вдруг, несмотря на это, нас с возмущением поучают: «Но зацепление Новикова не является, да и не может по определению являться альтернативой эвольвент-ному...». Не стоит ли, наконец-то, задуматься, почему передачи Новикова, созданные прежде всего для транспортного машиностроения, «просто не нужны» для него? И почему в транспортной технике (которая по многим показателям лимитируется именно зубчатыми передачами!) «отказ от технологически освоенных эвольвентных передач оснований не имеет»? Не хочется думать, что авторы откликов не понимают этого... Но тогда что все же значат их сентенции? Должно быть, и здесь цель оправдывает средства. Тем не менее с удовлетворением отметим, что сам факт нецелесообразности применения зацепления Новикова в ряде наиболее емких (по объемам производства зубчатых Колес) транспортных отраслей машиностроения уже вынуждены признать и оппоненты в процессе дискуссии по статье.

 

Продолжение...