nelikvid18.ru

К обсуждению физических основ совершенствования зубчатых передач (часть 10)

 

Вторая попытка носила революционный характер, она была связана с созданием и освоением (в разных отраслях машиностроения и в различных частях света) зацепления Новикова непосредственно как альтернативы доминанте - эвольвентному зацеплению. Напористый характер действий и очевидные преимущества в широковенцовых цилиндрических передачах с «мягкими» зубьями действительно сначала способствовали успеху ряда (чаще - показательных) применений зацепления Новикова с «твердыми» зубьями. Но ошибочность физических основ создания зацепления Новикова привела к завышению оценки несущей способности (и потенциальной сферы использования) передач Новикова и к ее занижению для эвольвентных передач - тем большими, чем значительней технический уровень конструкций. В результате революции не получилось - реальная сфера использования зацепления Новикова оказалась незначительной, из «столицы» технического уровня (вертолетостроение и другие транспортные отрасли) зацепление Новикова ушло в «провинцию» современной техники, где периодически еще возникают «новиковские» бунты, но и там все чаще власть возвращается к эвольвентному зацеплению. История аддитивного смешанного зацепления на баае эвольвентного и новиковского зацеплений изложена в статье. Полная аддитивность смешанного зацепления на базе простого соединения эвольвентных и новиковских участков (с общей нормалью в каждой точке сопряжения) достигнута В.Г. Тетерятченко с выполнением эвольвентного участка со стандартным (для эвольвентного зацепления) углом а = 20°. Жесткая взаимосвязь параметров эвольвентного и новиковского зацеплений (а = а/о, ак> а) не позволяла сделать участки эвольвентного зацепления контактными с достаточно надежным нагружением. Легко показать, что в одних случаях эвольвентные участки могли оставаться неконтактными, а в других случаях они были перегружены и питтинговали.

 

Продолжение...