nelikvid18.ru

К обсуждению физических основ совершенствования зубчатых передач (часть 21)

 

Как показала дискуссия, именно такой (по содержанию, по форме и стилю изложения) статьей можно было не только дать взвешенную оценку зацепления Новикова, но и «пробить брешь» в стене непонимания, сломить откровенно конъюнктурное сопротивление всему тому, что способно изменить сложившиеся стереотипы:

 

• в печати открыто высказываются необычные представления о достоинствах (по контактной выносливости) традиционных передач Новикова (относительно эвольвентных передач) с «твердыми» зубьями: они не столь высоки, как ожидалось изначально; значительно ниже, чем в передачах с «мягкими» зубьями, и поэтому за счет такого преимущества удается рационально (с заметным запасом) компенсировать недостатки кинематики зацепления Новикова лишь в узкой области низкодеформативных широковенцовых цилиндрических передач с «мягкими» хорошо прирабатываемыми зубьями, что и показано в статье;

• перечисление отдельных фактов применения традиционных передач Новикова с «твердыми» зубьями в действительности стало красноречивой характеристикой высокой степени ограниченности сферы фактического применения зацепления Новикова, что и показано в статье;

• начат процесс разделения понятий «применения» и «рационального применения», которые лучше характеризуют условия «показательных освоений» традиционных передач Новикова в ряде отраслей машиностроения, что и показано в статье (так, примеры освоения традиционных передач Новикова с «твердыми» зубьями следует отнести к замене ими эвольвентных передач с весьма нерациональными параметрами, как в приводе троллейбуса «ЗИУ-5», и/или к замене недогруженных эвольвентных передач, как в вертолете Lynx-13);

• авторы откликов, имеющие множество публикаций в области зацепления Новикова, наконец-то начали признавать необходимость определения некоторой «ниши» для их применения, а это есть признание самого факта ограниченности сферы рационального применения традиционных передач Новикова, что и показано в статье;

• удивительные метаморфозы произошли с воззрениями некоторых яростных оппонентов статьи: по-прежнему резко (но без каких-либо доказательств) отрицая смысл статьи, они вдруг стали заявлять (как о чем-то совершенно очевидном!) о нерациональности применения передач Новикова в ряде транспортных отраслей (кстати, самых зависимых от силовых зубчатых передач), а это есть признание факта резкой ограниченности применения передач Новикова в «наиболее емких по объемам потребления зубчатых колес и передовых технологически транспортных отраслях» и факта резкой Ov ограниченности сферы рационального применения традиционных передач Новикова, что и показано в статье; • сочетание перечисленных (уже общественно осознанных в процессе дискуссии) положений говорит о низкой конструктивной гибкости и малой практической значимости традиционных передач Новикова (то и другое - по отношению к эвольвентному зацеплению и рекомендациям специальных публикаций по зацеплению Новикова), что и показано в статье.

Продолжение...